Некоммерческое партнёрство "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ВОДНЫХ ПРОБЛЕМ"

Вопросы о государственной политике Минприроды России

Открытое письмо
Министру природных ресурсов
и экологии Российской Федерации

С.Е. Донскому

Уважаемый Сергей Ефимович!

В декабре 2015 года в адрес Президента Российской Федерации, Председателя Совета безопасности РФ В.В.Путина я отправил письмо, в котором обратил внимание на тот факт, что представители Минприроды России и Федерального агентства водных ресурсов в своих публичных заявлениях, в части прогноза водности рек, используют не официальную информацию Росгидромета, а материалы С.Е.Беднарука, которые он готовит, начиная с 2004 года, для Межведомственной оперативной группы по регулированию режимов работы водохранилищ Волжско-Камского каскада. Причем на подготовку таких материалов ежегодно расходуется более 10 млн. рублей в год (в 2016г. – 12 млн. рублей).

В ответе на моё обращение за подписью Директора департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов и гидрометеорологии Д.М.Кирилова от 26.11.2015 №14-50/8724-ОГ, сказано, что «Проведение водохозяйственных расчетов и подготовка предложений по режимам работы водохранилищ в обязательном порядке основываются на официальных гидрометеорологических прогнозах (бюллетени Гидрометцентра России). «Неофициальные данные» для расчетов не используются».

В ответе на вторичное мое обращение к Президенту Российской Федерации В.В.Путину, полученному также от Минприроды России, изложено, что «Подготовка материалов по расчётному обоснованию режимов работы водохранилищ Волжско-Камского каскада и оперативному их регулированию требует ежегодного проведения от 110 до 130 основных серий расчётов».

11 марта 2016 года состоялся Круглый стол Секции «Экологический контроль (надзор), мониторинг, экспертиза, аудит» Высшего экологического совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, на котором рассматривался вопрос о состоянии осетровых в России и необходимости экологического контроля и надзора за их спасением и восстановлением. На этом заседании С.Е.Беднарук, по поводу регулирования режимов работы Волжско-Камского каскада доложил, что «мы сегодня фактически единственные, кто в состоянии это дело просчитывать, но мы сегодня вынуждены рассчитывать исключительно на свой опыт, интуицию, поскольку в последние годы вообще отрезаны от гидрометеоинформации, которую мы не можем использовать для оперативного отслеживания обстановки и планирования режима» (стенограмма Круглого стола). Отсюда следует, что для принятия управленческих решений по вопросам регулирования режимов работы Волжско-Камского каскада представляются материалы, основанные исключительно «на опыте и интуиции» С.Е.Беднарука, а не данных Росгидромета, в основу которых, якобы, положены результаты «ежегодного проведения от 110 до 130 основных серий расчётов».

Такая практика подготовки материалов приводит к негативным экономическим и экологическим последствиям. Так, в 2015 году, на основании заключений С.Е.Беднарука о якобы «наступившем маловодье на Волге был сокращён сброс воды через Волжскую ГЭС. В результате все водохранилища на Нижней Волге в течение всего лета и осени стояли наполненными, а в Волго-Ахтубинской пойме сложилась критическая экологическая ситуация.

Обращаю Ваше внимание на Водную стратегию Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 г. N 1235-р) как образец непрофессионализма и имитации управленческой деятельности, притом, что на ее разработку было выделено 35 миллионов рублей. В основу документа были положены программные документы Росводресурсов, разработанные до 2004 года, а также проект «Стратегии развития водохозяйственного комплекса России на долгосрочную перспективу (20, 30, 50 лет)», разработанный в 2006 году (за шесть миллионов рублей), который был подвержен резкой критике на заседании НТС Росводресурсов за неконкретность, противоречивость, отсутствие стратегических ориентиров, надуманные перспективы.

Настоящая Водная стратегия содержит те же недостатки, что и прежняя, и в ряде случаев в ней поставлены заведомо недостижимые цели. Кроме того, Стратегия не прошла должного публичного обсуждения, и, тем не менее, была представлена Правительству Российской Федерации. Председателем межведомственной рабочей группы по разработке проекта Стратегии и плана мероприятий по ее реализации был Директор департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов и безопасности гидротехнических сооружений Минприроды России Д.Кириллов, председателем Экспертного совета по ее разработке - директор Института водных проблем РАН, чл.-корр. РАН В.Данилов-Данильян.

Наиболее ярко неэффективность государственной политики в области водохозяйственной деятельности видна при выполнении научно-исследовательских и информационных работ в рамках ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса России в 2012-2020 годах». Начало этих работ подавало надежду на решение многих проблем, накопленных в области использования и охраны водных объектов. Особый оптимизм внушало то, что при создании ФГБУ «Информационно-аналитический центр развития водохозяйственного комплекса» в его руководящий состав были привлечены профессионалы, хорошо знающие проблемы системы управления водными ресурсами и всего водохозяйственного комплекса, чего не наблюдалось уже много лет. Не понятным стало увольнение этих специалистов, которые неоднократно отмечали непомерное и во многом не обоснованное участие в формировании тематики НИР Института водных проблем РАН, не имеющего реального положительного опыта в решении водохозяйственных задач, но который фактически стал осуществлять руководство научно-исследовательскими работами Программы.

ФГБУ «Центр развития ВХК» за период с 2012 по 2014 год на проведение информационного обеспечения Программы, а также на научно-исследовательские работы было выделено более 1.5 млрд. рублей, результаты большинства которых не подлежат внедрению. Из этой суммы более 400 млн. рублей потрачено на информационно-аналитическое сопровождение ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», а 270 млн. рублей ушло «на научное обоснование мероприятий, обеспечивающих рациональное использование водных ресурсов и устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги, сохранение уникальной системы Волго-Ахтубинской поймы». Исполнителем работ стало ФГБУ «Государственный океанографический институт имени Н.Н.Зубова», а научным руководителем заместитель директора ИВП РАН М.В.Болгов.

Что касается выполнения НИР по научному обоснованию мероприятий, обеспечивающих рациональное использование водных ресурсов и устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги, сохранение уникальной системы Волго-Ахтубинской поймы (гос.контракт от 13 сентября 2013 г. №10 -ГК/ФЦП- 2013), Некоммерческое партнёрство «Национальный центр водных проблем» направляло в Ваш адрес письмо (от 27 декабря 2013 г., № ВК-02/219), в котором обращалось внимание на то, что, многие поставленные в ней задачи должны решаться в рамках разработки СКИОВО и Правил использования водохранилищ, и ее исполнитель не сможет выполнить данную работу должным образом. Но ответа на данное письмо не было.

12 сентября 2014 года Некоммерческим партнёрством «Национальный центр водных проблем» в адрес Директора ФГБУ «Центр развития ВХК» было направлено письмо с просьбой предоставить возможность ознакомится с результатами второго этапа НИР - по Нижней Волге, в чём было отказано на том основании, что результаты работы рассматриваются «на заседании Секции государственной политики и регулирования в области водных ресурсов Научно-технического совета Минприроды России», «направляются на многостороннюю независимую экспертизу специалистам в этих областях» и что «согласно законодательству Российской Федерации и условиям государственного контракта, исключительное право на созданные в соответствии с контрактом результаты работ и права на их использование, принадлежат Российской Федерации» (Председатель Секции - директор ИВП РАН В.И.Данилов-Данильян, заместитель Председателя Секции на момент заключения Договора М.В. Болгов).

А кому принадлежит право на «обеспечение публичности информации о ходе выполнения и результатах практической реализации мероприятий Программы», при том, что на это были затрачены такие большие деньги? И почему один из официальных рецензентов этой работы вообще не имеет научной степени и никогда не занимался реальной производственной и научной деятельностью?

Рассмотрение результатов первого и второго этапов указанной НИР (на основании запроса в ФГБУ ВИНИТИ РАН), принятых и одобренных НТС Минприроды России, показало, что выполненная работа не только не соответствует Техническому заданию, но и не содержит новой информации, а также научно-обоснованных рекомендаций по решению проблем Нижней Волги.

Сложившаяся ситуация свидетельствуют об отсутствии эффективной государственной политики Министерства в области использования и охраны водных объектов и водных ресурсов, что, прежде всего, связано с отсутствием должного профессионального уровня их руководителей, а налицо только имитация управленческой деятельности, приводящая к неэффективному использованию бюджетных средств.

В связи с изложенным, хотелось бы получить ответы на следующие вопросы.

Почему, несмотря на то, что Росгидромет входит в состав Минприроды России, Росводресурсы при принятии решений по регулированию водохранилищ и формированию общественного мнения, руководствуются не официальными данными, а мнениями и соображениями отдельных лиц, которые, прежде всего, отвечают интересам одного водопользователя - ПАО «РусГидро»?

Почему до настоящего времени в рамках ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» не реализована ни одна из задач первого этапа (срок окончания 2012 год) Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, и не решена, по сути, ни одна прикладная и научная проблема, несмотря на существенные затраты на информационное обеспечение и проведение научно-исследовательских работ?

Почему «научно-исследовательская работа» за 270 миллионов рублей, учитывая её необычайно высокую стоимость, не получила соответствующего профессионального открытого обсуждения. И каковы её научные и практические результаты? Что подлежит внедрению?

И ещё вопрос. Почему в руководстве водной отраслью, как на уровне Минприроды России и Росводресурсов, так и ФГБУ «Центр развития ВХК», отвечающего за реализацию ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» стоят люди, не имеющие соответствующего профессионального образования? Ведь эти должности не относятся к сфере политической деятельности, где не так важны профессиональные знания. Такого же нет и не может быть в области недропользования. Почему?


Вильдяев Валерий Матвеевич,

кандидат геолого-минералогических наук,
лауреат конкурса Министерства природных ресурсов
2006 года «Рациональное природопользование и охрана
окружающей среды – стратегия устойчивого развития России в XXI веке»